Лекарственная зависимость и особенности течения ее у женщин

Лекарственной зависимостью в медицине называют патологический синдром, возникающий на фоне длительного приема каких-либо лекарственных препаратов. Чаще всего это психотропные препараты – психостимуляторы, антидепрессанты, опиоидные анальгетики. Однако иногда лекарственная зависимость развивается на фоне приема других лекарств – нафтизина или глюкокортикоидов. Выделяют две основных характеристики лекарственной зависимости:

1. Патологическая потребность в лекарственном средстве, обусловленная не реальной потребностью в нем, а желанием избежать психологического дискомфорта.

2.  Синдром отмены, возникающий в случае прекращения приема лекарства.
  3.

Причины развития лекарственной зависимости

Психиатры-наркологи считают, что основанием для формирования этого вида зависимости является способность лекарственных препаратов трансформировать психологическую сферу пациента в лучшую сторону. Подобная трансформация изначально направлена на устранение негативных симптомов – страха, тревоги, напряженности и других. Однако лекарства не устраняют причину этих расстройств, а пациенты, почувствовав себя лучше, на фоне приема лекарств забывают о необходимости проходить еще и психотерапевтическое лечение.

Особенно отчетливо заметно формирование лекарственной зависимости у женщин. Обращаясь к врачу по поводу депрессии, женщина надеется быстро с ней справиться, и этой ей удается – современные антидепрессанты решают проблему уже на 2-3 прием, но после этого у женщины находится множество причин, чтобы не обращаться к психотерапевту – работа, семейные заботы и прочее.

В отличие от мужской психики, женская эмоциональная сфера более подвержена деформации на фоне приема препаратов – уже через пару-тройку недель можно говорить о формировании лекарственной зависимости, причем женщины долго не осознают этой проблемы.

Можно выделить несколько групп препаратов, при регулярном приеме которых высока вероятность развития лекарственной зависимости:

• антидепрессанты;
  • психостимуляторы;
  • снотворные и седативные препараты
  • кодеинсодержащие препараты;
  • наркотические анальгетики;
  • сосудосуживающие средства (нафтизин).

Какие же виды лекарственной зависимости существуют, и как они проявляются?

Виды лекарственной зависимости

На основании клинической картины выделяют два основных типа зависимости от лекарств:

1. Психическая лекарственная зависимость. При этой форме превалирует желание принимать лекарственное средство, чтобы не допустить развития негативной симптоматики. В случае резкой отмены препарата пациент ощущает дискомфорт и непреодолимое желание вновь возобновить прием лекарства, однако расстройства со стороны вегетативной системы или выраженные психотические расстройства отсутствуют.
  2. Физическая лекарственная зависимость. Длительный прием лекарственного препарата вызывает сложные перестройки метаболических процессов в организме, прежде всего, в центральной нервной системе. Резкая отмена препарата в этом случае ведет к формированию выраженного абстинентного синдрома. Абстиненция проявляется вегетососудистыми реакциями в виде падения или, наоборот, резкого подъема артериального давления. У пациента могут отмечаться психические или неврологические расстройства.

Симптомы лекарственной зависимости

Если обобщить все клинические симптомы и описать их доступными для простого человека словами, получится следующий перечень:

• непреодолимое желание принять определенный лекарственный препарат;
  • утрата контроля над ситуацией, связанной с употреблением лекарства;
  •  страх перед отказом от приема лекарственного средства;
  • трансформация личности.

В чем заключается опасность лекарственной зависимости?

Опасность, главным образом, заключается в утрате пациентом контроля над ситуацией. Женщина, у которой начала формироваться лекарственная зависимость, считает, что она лечит основную патологию, в то время как у нее развивается другая болезнь – зависимость от лекарства.

При этом формирующаяся зависимость не дает пациентки возможности избавиться от основной патологии, из-за которой она и начала принимать лекарство. Все это приводит к формированию порочного круга, еще больше усугубляющего ситуацию.

Отрицание проблемы зависимости ведет к тому, что женщина принимает лекарство длительное время, что чревато необратимой трансформацией личности. Если вовремя не начать лечить лекарственную зависимость, высока вероятность развития психического заболевания.

Лекарственная зависимость опасна еще и тем, что все препараты оказывают выраженное действие на печень и почки. Длительный прием антидепрессантов, опиоидов может привести к формированию токсического гепатита и вторичному поражению почек.

Кстати, у женщин поражение печени может привести к изменению гормонального фона, что может стать причиной заболеваний женской половой сферой и даже бесплодия. К аналогичному результату может привести и воздействие препаратов на центральную нервную систему.

Лечение лекарственной зависимости

Тактика терапии зависит от вида зависимости. При наличии только психической зависимости лечение направлено на устранение патологического желания. Очень эффективны в этом плане сеансы психотерапии. В клинике «Открытие» (единственный в России центр лечения женского алкоголизма и других зависимостей) работают высококвалифицированные врачи психиатры и психотерапевты, специализирующиеся на решении проблем лекарственной и других форм зависимости.

В нашей клинике используется индивидуальный подход к каждой пациентке. Лечебная и восстановительная программы позволяют полностью избавиться как от психической, так и от физической лекарственной зависимости.

К лечению физической зависимости у нас используется ступенчатый подход. На первом этапе проводится детоксикация – очищение организма пациентки от препарата, вызвавшего зависимость, и от его метаболитов. Затем назначается заместительная терапия – назначаются слабые аналоги или таблетки плацебо. На этом этапе подключаются психотерапевты, использующие наиболее эффективные методы борьбы с зависимостью.

Закрепить эффект от лечения помогут различные SPA-процедуры и всевозможные способы активного восстановления – обычная и аква-аэробика, фитнес и йога, а также танцевальные программы.